В конце сентября двое нижегородских сахаджа-йогов побывали на фестивале, который организовали питерские йоги. О своих впечатлениях со свойственной ему точностью рассказывает Евгений Семенов (публикуется в сокращении).
День первый
Приехали мы с Максимом Серебряковым в Питер 24 сентября в час дня (после незаметно пролетевших 22-х часов в плацкарте). Прогулялись пару часов вдоль Невского проспекта и реки Фонтанки, 50 метров не дошли до Чижика-Пыжика. В 15:00 на площади Восстания нас встретили йоги и пригласили в автобус. Всего-то полтора часа (75 км) — и в 16:00 мы уже в детском лагере «Океан», расположенном в 8 км от Зеленогорска — в куротной зоне Санкт-Петербурга, за знаменитыми Комарово и Репино. Регистрация и размещение не заняли много времени, так что до ужина мы успели сходить на Финский залив (порядка 3 км). Вода оказалась весьма прохладной (около 10° C), только руки помочили. Тихо, спокойно — уходить не хотелось. Но в 19:00 долгожданный (конечно, после полутора-то суток!) ужин.
После непродолжительного отдыха собираемся в актовом зале мест на 300, но в день приезда он заполнен лишь наполовину. Организаторы не стали делать пафосное «торжественное открытие», обошлись совсем без речей, просто в 22:00 провели коллективную медитацию, а затем сразу начали музыкальную программу, на которой выступали только музыканты из индийского ансамбля Nirmal Sangit Sarita.
Гуруджи играл и пел (начал с бхаджана «Намами Шри Ганараджа», который я как раз минут 20 репетировал (с ноутбуком) в ожидании концерта) — очень медитативно.
Затем Симпл Шарма начал играть и петь более заводные вещи. В завершение была рага (вроде, Яман) на ситаре в исполнении Аваниндры. Всё это время таблист Сандеш непрерывно барабанил, не упуская при этом случая сделать грозное лицо залу и одобрительное — Симплу.
Во втором часу ночи было сказано, что это только открытие, а «настоящая» музыкальная программа будет идти всю следующую ночь, после чего объявлен отбой.
День второй
Второй день фестиваля (суббота, 25.09.2010 г.) начался с коллективной медитации в 9:00, затем — плотный завтрак. Не успевшие выспаться ночью (типа нас) могли это наверстать за два часа свободного времени, остальные гуляли по лагерю или пошли на Финский залив.
В 13:00 (всего-то с часовым опозданием) начался хаван (хаван — это особая огненная церемония. Огонь и пламя олицетворяют истину и знание, поглощающие ложь, невежество и выжигающие нечистоту. В Сахаджа йоге к огню смиренно обращаются для уничтожения любой негативности – собственной, коллективной и даже мировой. Это наша молитва о том, чтобы мир стал чище и лучше, — прим. ред.) Пару слов сказал индус из Москвы, что нам нужно научиться прощать и жить с открытым сердцем. Далее всё обычно: медитация, приглашение, имена Махакали, отдача негативности, медитация.
В 15:15 уже обед (и проголодаться-то не успели толком!), за которым сразу начался «семинар» — серия из дюжины 15-минутных докладов. Выступали люди весьма оригинальные, в том числе интересующиеся «духовной космологией», ведической лингвистикой и прочей прикладной болтологией. Ряд докладов был посвящен музыке: о её воздействии на физическом, ментальном и духовном уровнях, работа с биджа-мантрами, европейская классика (Моцарт, Бах). Не всегда «космическое сознание» выступающих могло уместиться в скудный набор земных слов, что порождало непрекращающийся поток «перлов» типа «вихревых завихрений», возможности «расти в росте», «космические поры» и прочие коры. В общем, мы с Максимом прошли хороший курс «смехотерапии» на этом семинаре; видимо, в этом и заключалась его основное предназначение (для нас).
Оказалось, что музыкант Симпл давал мастеркласс где-то в отдельном помещении, но об этом не объявляли и мы, к сожалению, туда не попали.
Ужин, часовой отдых, и вот мы снова в актовом зале — готовимся к музыкальной программе. В 21:30 провели коллективную медитацию, затем, пока подключали звуковую аппаратуру, йоги выходили и читали свои стихи.
А тем временем, всё, наконец, готово для начала музыкальной программы. Зал оказался полным (порядка 350 человек, это и было признано как число участников фестиваля), некоторым даже пришлось стоять вдоль стен и при входе.
Первыми выступали Наталья Романова и Максим Ялынский с несколькими короткими классическими оперными произведениями.
Затем питерский (сборный) ансамбль спел несколько бхаджанов.
Музыканты из Nirmal Sangit Sarita долго кушали и собирались, но около полуночи всё же сменили питерцев. Пару часов «зажигал» Симпл.
Ему удалось разбудить уже начавший засыпать зал, он заставлял всех ему подпевать, устраивал соревнование «какая половина зала лучше подпевает». В конце концов, все проходы стали заняты желающими потанцевать под переходящими друг в друга (совершенно органично, без каких-либо пауз!) бхаджанами и каввали. Гуруджи всё это время подыгрывал на скрипке.
Уже ближе к четырём часам утра настало время медитативой музыки, извлекаемой из ситары. Около 4:30 утра было объявлено совместное выступление в стиле «фьюжн» ситариста из Nirmal Sangit Sarita и Александра Ли (из Питера, ныне проживающего в Италии), но глаза у меня стали совсем слипаться и пришлось отправляться спать (при этом в зале ещё оставалось человек 70–90). Как потом выяснилось, концерт закончился ближе к 6 часам утра.
День третий
Третий день фестиваля (воскресенье, 26.09.2010 г.) начался с коллективной медитации в 8 утра, на которую смогли проснуться лишь те, кто, видимо, обычно пользуется снотворным на ночь, но на этот раз забыли его принять :). К 8:30 смогло собраться лишь человек 60. Но в 9:00 завтрак был уже готов и это послужило катализирующим фактором для ускорения подъёма…
Днем была пуджа, медитация-поклонение, с прочтением 75 имен Шри Ади Шакти на санскрите (с отличным произношением — удивительно, но почему-то именно в Питере живёт немало санскритологов).
Фестиваль посетило человек 50 иностранцев — йоги из Индии, 14 человек из Хельсинки (Финляндия), несколько человек из Таллина (Эстония), йоги из Италии, Украины, Белоруссии; были даже из Мексики и ещё откуда-то…
Вот уже и 15:00 — и пора уезжать, оставив радостных йогов…