Шри Матаджи и Махатма Ганди

Шри Матаджи и Ганди
Родители Шри Матаджи вместе с Ганди

Родители Шри Матаджи были патриотами, дружили с Махатмой Ганди и вместе с ним, под его знаменем «ненасилия» боролись за освобождение Индии от Британского господства. Когда пришло время, они  определили дочь в традиционную индийскую школу, а не в миссионерскую (пробританскую), как это было принято в их кругу. Они также хотели, чтобы девочка обучалась санскриту — священному языку индуизма. Когда маленькой Нирмале было всего семь, ее отец Прасад Сальве стал брать ее с собой на политические собрания и в ашрам Махатмы Ганди.

Великий Ганди сразу заметил в ребенке особые духовные качества и попросил отца оставить дочь у него. Он объяснил это тем, что в любом случае собирался взять одного из детей для Национальной работы. Гандиджи прозвал девочку «Непали» (она была похожа на непалку) и иногда даже спрашивал ее совета по различным духовным вопросам — и это несмотря на столь юный возраст!

Шри Матаджи вспоминала об этом счастливом времени в своих лекциях и интервью.

Дисциплина как путь к свободе (пресс-конференция в Вене, 1988 год).

Интервьюер: Когда вы были вместе с Махатмой Ганди, что вы запомнили?

Шри Матаджи: Первое, чем он впечатлил меня, была его собственная дисциплинированность, он был очень дисциплинированным человеком. Вставал в 5 утра, заставлял всех вставать в пять, мы должны были идти в темноте на молитву. А вокруг было много змей. Так что люди боялись, но он сказал: «Если вы искренни в своем стремлении к свободе, то змеи вас не покусают». И действительно, они никого не кусали.

Но одно его качество дало мне силу. Я не была ориентированной на деньги, не понимала деньги, в детстве плохо их понимала. Я и сейчас не понимаю экономику и экономические ценности. Но от него я научилась чувству честности, с которым он относился к общественным деньгам.

Оно было очень незаурядным, его отношение к общественным деньгам. Однажды у нас была встреча в ашраме, в ашраме Ганди. Я была на ней, и там был было много лидеров Индии. А жена Махатмы Ганди ушла куда-то… Пришло время обеда. Так что Махатма сказал: «Давайте пообедаем здесь.» И пошел сам <за продуктами>, потому что его жены не было. Он открыл склад и посчитал, сколько людей пришло. Не знаю, где он этому научился, но он все посчитал, отмерил еду, отмерил зерно. Это заняло около 15 минут. Так что всем лидерам стало неловко. Один сказал: «Бапу! («отец») Не стоило так беспокоиться, мы могли бы уйти и не обедать. Столько времени ты потратил! Не стоит тебе беспокоиться, мог бы и попросить кого-нибудь другого». Он ответил: «Это зерно — кровь моей страны. Я не могу допустить, чтобы она пролилась или была потрачена впустую».

…Был один случай, судебное дело против революционера. У революционера не было денег. И тогда король  Вадодары (города в Гуджарате) оплатил услуги адвоката. Когда Махатма Ганди услышал об этом, он написал письмо [адвокату]: «Все деньги, которые ты получил от короля Вадодары, верни [ему] немедленно, или не попадайся мне больше на глаза». Никаких компромиссов! Тот парень очень испугался — понял, что вся его репутация в опасности. Очень испугался. Он вернул все деньги. [Борьба за свободу Индии осуществлялась на безвоздмездной основе — прим.] Король был большим патриотом. Великий человек того времени. … Тогда
рождалось много великих людей. Они многим жертвовали. Посмотрите на моих родителей — отказались от всего, что у них было.

Шри Матаджи и Ганди
Нирмала, ее мать Корнелия и отец Прасад (слева направо)

Интервьюер: А когда Ганди был убит — чем вы и ваша семья занимались после этого?

Шри Матаджи: Я встречалась с ним за день до его смерти.

Вопрос: И как прошла встреча?

Шри Матаджи: Прекрасно. У меня тогда была одна дочь. Он звал меня Непали, потому что у меня скулы высоко расположены, так что он звал меня Непали, что означает «из Непала», просто дразнил меня так. И когда мы встретились через много лет, он сразу же меня узнал. Позвал меня и сказал: «Найди меня после молитвы». Когда я встретилась с ним, он увидел мою дочь, порадовался и сказал: «А теперь займись конструктивной работой». А на следующий день он был убит. Я жила недалеко от того места, где он жил. На следующий день Я не пошла [на молитву], но Я услышала выстрел.

Вопрос: А когда вы узнали, что он убит, что изменилось для вас?

Шри Матаджи: Я была ошеломлена, просто ошеломлена, не могла поверить в это. Изменилось следующее: я должна была начать Свою миссию.

Вопрос: Так что можно сказать, что миссия, которую вы выполняете, началась в день, когда Махатма Ганди был убит?

Шри Матаджи: Нет, не так. Я такой родилась, и с самого моего детства Гандиджи знал об этом, он знал обо мне. Но должно было пройти какое-то время, потому что это совсем другая работа. Это работа не снаружи, а изнутри. И я должна была изучить множество людей, чтобы узнать, в чем проблема в искательстве. Почему они падают <на своем пути к Богу>? Изучить разных людей, узнать, в чем их проблемы.

Шри Матаджи и Ганди
Ганди с прялкой

Фильм «Ганди» довольно реалистичен (радио-интервью в Лос-Анджелесе, 1983 г.)

Ведущий: Вы упомянули Махатма Ганди – у нас осталась пара минут, каково это было быть рядом с ним?

Шри Матаджи: О, он был очень милым человеком, потому что – я была ребенком, когда я присоединилась. Он звал меня Непали, потому что черты моего лица были непальскими – и понимаете, он был очень строг, со всеми остальными, я должна сказать, со всем взрослыми, и все такое, но с детьми он был очень мил, крайне милым человеком. И он часто садился со ной, очень серьезно задавал мне очень милые вопросы. То, что у нас был такой великий человек в нашей стране, который поднял нас из рабства, что является наихудшим из того, что может быть, наполняет меня большой гордостью и счастьем. И я сама приняла очень динамичное участие ради этого; Я была в тюрьме, и они пытали меня электричеством и клали меня на лед, они делали со мной всевозможные вещи…

Ведущий: Ужасно!

Шри Матаджи: Да, ужасно – мне было около 18 лет в то время и… но это неважно; мой отец также был отправлен в тюрьму, и моя мама, она также была в тюрьме, и у нее были проблемы. Но потом мой тец был членом парламента и все такое. То, что случилось, случилось; нам следует забыть об этом.

Ведущий: Это в прошлом.

Шри Матаджи: Все в прошлом…

Ведущий: Как вы думаете, фильм «Ганди» получился реалистичным портретом?

Шри Матаджи: Да, оно довольно реалистично, в том плане, что все, что было показано, довольно реалистично, и здорово, что они не показали многого, так как это не выглядит красиво. Я думаю, фильм был очень хорошо сделан. Но ест она вещь – понимаете, у Гандиджи был свой стиль речи, и индийцы так не говорят, понимаете, в такой отточенной великолепной манере, они говорят… я должна сказать, в очень убедительной, приятной манере. Так что, я думаю, тот актер был хорошим, но немножко острым в своих ответах и слишком блистательным».

Причина коррупции — невежество (интервью в Вене, 1986 год).

Вопрос: Вы были в ашраме с Ганди, какие впечатления у вас остались?

Шри Матаджи: О! Ганди был удивительный человек, я многому научилась у него. Он не был лицемерным. Он не таков, как современные политики, которые говорят одно, делают — другое. Нет, он был очень искренним и всегда проверял себя, и обычно сразу же признавал, если совершал ошибку.

Ганди
Мохандас и пони

Я помню один случай, который произошел, когда я была ребенком. Была одна встреча, и мы, девочки, были на ней, подавали воду и все такое. А там были разные большие люди, типа Джавахарлала Неру, а также Маулана Азада.

Все они сидели там. Они что-то обсуждали и внезапно Махатма сказал: «Поздно уже. Давайте пообедаем». Они сказали: «Да, давайте пообедаем здесь».

Они пошли в дом для гостей, который был неподалеку. Махатма позвал свою жену, но она ушла куда-то. Так что он сам пошел [на склад]. У него был ключ от склада. Он открыл склад и попросил тех, кто отвечал за приготовление еды, тщательно отмерить [еду] в соответствии с количеством людей. Они все отмерили. Когда они закончили, он закрыл кладовку и вернулся. Его гости сказали: «Зачем так беспокоится, куда-то отходить, чтобы все для нас измерить?» Это заняло всего лишь 15 минут, но все же. Он сказал: «Это кровь моей страны, я не могу ее позволить, чтобы она была потрачена впустую».

Видите, это признак человека, который понимает ценность общественных денег. Это у него врожденное, а те, кто видел это, почувствовали это, увидели, что этот человек живет аскетично, и поняли, что он никогда не
прикоснется к общественным деньгам. Это крайне важно для любых лидеров. Люди будут их уважать, только если они абсолютно вне денег, иначе ничего не получится. Но в наши дни во всех странах полно коррупции, лицемерия, это шокирует.

Вопрос: А что, по вашему мнению, является причиной этой коррупции и политической нестабильности?

Шри Матаджи: Невежество. Это невежество. Они полагают, что деньги, высокая должность или известность сделает их счастливыми. Они не будут счастливы. Только лишь побалуют эго. Когда эго ранят, человек
становится несчастным. Но когда человек понимает, что источник радости — дух, то он перестает беспокоиться о таких вещах. Такой человек ничего не боится и живет как Бог. Как Бог, он ничего не хочет.

Ганди дал людям баланс и хотел, чтобы Индия стала страной Йоги (интервью в Гонконге, 1992 год)

Корреспондент: Продолжали ли вы развивать эту идею по выполнению своей миссии, проводя совместную работу с Махатмой Ганди?

Шри Матаджи: Нет, то время было особенным. Положение было критическим. Я смогла помочь не так уж основательно. Он очень любил меня и называл Непали из-за широкого лица. Он всегда называл меня Непали. Но он был человеком, рожденным для критической ситуации, когда Индия хотела получить политическую независимость. Но было вот что.

Политический лидер не беспокоится о Духе и религии, он считал, что наша страна должна стать страной Йоги. Во всех своих идеях, философии, деятельности он всегда опирался на особенности поведения людей. Мы — очень религиозные люди, но как сделать нас удовлетворенными? Это было встроено в него. Но он не говорил о Реализации. Когда я была маленькой девочкой лет семи, я часто играла с ним, и он обожал меня. Я делала немного апельсинового сока для него, а он обсуждал со мной нечто незначительное. И я помню, как однажды спросила его: «Почему Вы заставляете людей вставать так рано? Если вы хотите вставать, то можете это делать, но почему Вы заставляете всех вставать так рано? Для меня — это хорошо, но почему это должен делать каждый?» Он сказал: «Каждый должен вставать. Мы проходим кризис и должны сражаться с англичанами и получить независимость. Но если люди будут летаргичными, тогда как мы осуществим это? Так что мы должны быть организованными, и у нас должна быть дисциплина, и тогда все будет хорошо». И тогда я сказала, что нам необходима внутренняя дисциплина. Так что ему стало известно о моей мудрости. Он по-отечески любил и уважал меня.

Он обсуждал со мной события. Он поражал меня многим. Он обладал цельностью натуры и был предельно честен с самим собой. Это было тем, чем я восхищаюсь. Он никогда не обманывал себя, это было его величайшим качеством. В денежных вопросах он был таким определенным. Он делал то, о чем говорил. Он критиковал себя. Но тогда вопрос о Реализации (Просветлении — прим.ред.) не был для него главным. А вот после получения независимости нам следует получить Реализацию. Вот что тогда было первостепенным. Но после получения независимости у нас появились проблемы с разделом страны, и внимание переключилось на неверные вещи. Нам надо было решить эту проблем, и в тот момент никто не думал о Реализации. Так должно было быть.

Корреспондент: Как вам кажется, насколько сильно сказалось влияние Махатмы Ганди на то, каким образом стала развиваться Сахаджа-йога, и на ваш сегодняшний образ мышления и, возможно, на ваш метод?

Шри Матаджи: Видите ли, не было никакого влияния, потому что это — другая сфера, о которой я хочу поговорить. Сахаджа-йога переносит вас в другую область, где эти проблемы не существуют. Этими проблемами занимается Божественная сила, а не люди. И Божественная сила делает это такми приятным образом, что нет необходимости использовать силы людей. Но его главным вкладом было, я думаю, установление баланса в людях. Баланс — это главное, что было сделано. И люди стали настоящими индийцами, был уничтожен весь рабский менталитет, который так глубоко укоренился в нас и который уводил наше внимание от всего того, что было внутри. Но моя деятельность, в отличие от него, проходит в другой области. Так что вопрос о влиянии неуместен. Но я должна сказать, что кое-что повлияло на мой выбор, скажем, определенных молитв. Я говорила ему, что молитвы соответствуют различным [энергетическим] центрам внутри нас. Я сказала ему проделать это в одиночестве, и он согласился, что это дает результаты, и он изменился. Это произошло настолько приятно и тихо, что никто никогда не мог с уверенностью сказать, обсуждали ли мы этот вопрос, а также спрашивал ли он меня о Духе и медитировал ли когда-либо. В то время он не был реализованной душой. Его внимание было приковано к другой проблеме. Он родится вновь и станет реализованным. Он родится реализованным, потому что он был таким великим, очень великим.

Махатма Ганди об идеальном гуру

Шри Матаджи и Ганди
Ганди, портет 1942 года

«Только тот истинно поклоняется Богу, кто лишен ревности, кто щедр ко всем и лишен эгоизма, кто может переносить жару и холод, радость и горе в одинаковой мере, кто всегда прощает, кто постоянно удовлетворен, чьи решения тверды и чей ум и душа отданы Богу. Кто не причиняет никакого зла, кто не боится других и кто также свободен от восхищения, как и от тревог и страхов, кто чист, продуктивен на работе, но свободен от нее, кто отказывается от последствий своих действий, как хороших, так и плохих, кто одинаково относится как к друзьям, так и к врагам, кого не трогает как уважение, так и отсутствие его, кто не гордится похвалой, но также и не впадает в отчаяние, если о нем говорят плохо. Кто любит тишину, одиночество и кто обладает дисциплинированным умом.

Поэтому йог — это тот, в ком все эти качества находят отражение в его жизни и кто в разгар жестокого шторма все еще видит солнце, кто встречает без страха трудности и смерть, кто с уравновешенным спокойным умом идет по полю боя или же отправляется на казнь и чей Дух настолько радостный, что даже при раскатах грома он засыпает».

Добавить комментарий