22 мая 2010 года в магазине-салоне «Музыкальный Бомонд» снова прошла «Индийская гостиная». Подобное мероприятие сахаджа-йоги Нижнего Новгорода уже проводили в апреле, и тогда небольшое помещение магазина не смогло вместить всех желающих послушать индийскую классическую музыку, получить рисунок мехенди или узнать о сахадж-медитации. На этот раз зал снова был полон, и некоторым слушателям вновь пришлось слушать стоя…
Несмотря на некоторые неурядицы (по техническим причинам не удалось продемонстрировать специально подготовленную презентацию, а нашему солисту Евгению Маресеву пришлось пропустить концерт из-за работы), вечер удался, и свидетельство тому – отзывы зрителей!
Например, Наталья Селиверстова, которая была на нашем концерте впервые, так описала это событие в своем блоге (evo4ka03.livejournal.com): «Сразу скажу, что главной моей целью было знакомство с музыкой! Выступала нижегородская группа «Турья», исполняющая индийскую классическую музыку вживую на хинди, урду, марати, санскрите: раги, бхаджаны, каввали. Причем в сопровождении индийских инструментов, которыми сами же и владеют! На данной встрече была представлена программа – «Индия. Будни и праздники».
Узнала много нового и безумно интересного! До сих пор я слушала в основном мантры и, естественно, композиции из многочисленных индийских кинофильмов. Оказывается, этим дело не ограничивается.
Валентина Переведенцева (гармоника, вокал) вела эту встречу. Она рассказала о каждом жанре, которые они исполняют. Сначала были РАГИ! Это основной жанр, как бы самый первый. Они передают различные состояния – времена суток и года, явления природы, чувства человека. Раги бывают вокальные и инструментальные. Мы слушали инструментальные! Ощущения у меня были, конечно, необыкновенные. Все равно, что читаешь японские хокку — Басё, например. В столь тонком обрамлении столь глубокие образы! Затягивает.
Потом были БХАДЖАНЫ — «поэмы преданности». Я сразу запомнила это определение, настолько оно романтично и образно. Это слова и чувства, положенные на раги. Очень мелодичные и вместе с тем экспрессивные произведения. Хотелось хлопать в ладоши (что нам тут же и разрешили), подпевать (не зная текста), пристукивать ножками, а то и танцевать. Отдельно хотелось бы отметить потрясающие голоса вокалистов — а пели в ансамбле все!
Особенно мне понравился бхаджан «12 имен Ганеши». Мало того, что Ганеша мне больше всех нравится (чисто субъективно) из всех индуистских Богов, так еще я узнала о нем немного интересного. Например, Ганеша – это ребенок с телом человека и головой слона, хотя изображается он полным взрослым… А еще его всегда призывают вначале любого дела, как устранителя помех и символа мудрости! Да и сам бхаджан заряжает энергией и радостью!
Валентина построила выступление так, что мы прошлись по всем месяцам года от сентября к августу, вспоминая основные индийские праздники (по одному в месяц) и облекали их в музыку! Музыку дождя и после дождя, композицию, посвященную католическому Иисусу — Иешу по-индийски — «пережитку» английской колонизации, празднику Холи и так далее.
Самым интересным для меня был рассказ об инструментах — гармоника, индийские перкуссии и табла. Особенно табла!
В конце были каввали. Поют их преимущественно мужчины, поэтому нам удалось услышать чисто мужское исполнение и утонуть в прекрасных звуках их голосов! По просьбе зрителей это был «Rabbani Ban». Это была такая яркая точка в концерте, что не сразу стало понятно, что это точка.
После концерта я подошла к инструментам, чтобы получше их рассмотреть! Рядом была Ольга Кузнецова, которая показала мне, как играют на табла, как получаются звуки, как можно сыграть всю гамму, как удлинить звук. И дала постучать («поиграть» я никак не могу написать, потому что мои неумелые попытки извлечь из этого потрясающего инструмента музыку были жалким подобием настоящей игры). Мало того, что вибрация барабанов была ощутима пальцами, так она еще и была видна невооруженным взглядом! Короче, я от табла без ума! »
В этот раз в течение концерта мы не рассказывали подробно о медитации, но каждый мог попробовать немного помедитировать в процессе рисования мехенди – узора хной на ладони. Один из наших гостей, Анатолий, оставил об этом такое сообщение вконтакте: «Благодарим вас за концерт в «бомонде», как здорово, что такое бывает у нас. На руке, в рисунке, как будто частичка того настроения осталась, в котором находились там 🙂».