На концертах ансамбля «Турья» вы можете познакомиться со звучанием традиционных музыкальных инструментов Индии. В нашем ансамбле представлены следующие инструменты:
Табла
Табла — индийский ударный музыкальный инструмент, состоящий из двух частей. Само слово «табла» переводится с арабского как «барабан».
Правый барабан («табла») изготавливается из полого куска дерева, левый барабан («дагга») – полый цилиндр из меди, серебра или никеля. Оба этих барабана покрыты пергаментом, который крепится кожаными полосками (ремнями), используемых для настройки, для чего под них подкладывают цилиндрические 3-х дюймовые деревянные брусочки, смещаемые металлическим (обычно из латуни) молотком.
Табла — один из самых древних ударных инструментов Земли. Известны индийские древние рельефы, изображающие такие пары барабанов, и даже в «Натьяшастре» — тексте почти двухтысячелетней давности — упоминается о речном песке определённого качества, входящем в состав пасты для покрытия мембраны.
По одной из легенд, табла родилась во времена короля Акбара. Тогда в Индии жили два профессиональных исполнителя на пакхавадже – большом продолговатом барабане. Они были непримиримыми соперниками и постоянно соревновались друг с другом. Однажды в жаркой схватке барабанного состязания один из соперников потерпел поражение и, не в силах вынести его горечь, швырнул свой пакхавадж оземь. Барабан разбился на две части, превратившиеся в табла и дагга.
По другой легенде, пакхавадж разбил на две части строгий гуру одного нерадивого ученика. Ученик был ленив и никак не мог выучить урок. Его суровый учитель, не выдержав, швырнул инструмент о землю. Пакхавадж раскололся на две части, но ученик догадался поставить обе его половинки вертикально. Так появилась табла…
Табла имеет высоко развитую технику, она может воспроизвести все сложные ритмические узоры голоса и инструментов. В зависимости от необходимости музыкант играет на ней кончиками пальцев или раскрытой ладонью.
Основой индийской системы ритмов являются так называемые талы. Тал – ритм, ритмически измеренное время. Поскольку каждый из видов удара имеет свое словесное обозначение, таблист может выбить ритмический цикл с требуемыми акцентами, просто прослушав, как учитель декламирует устную формулу тала (например, тал под названием Дадра декламируется так: Dha Dhi Na | Dha Ti Na).
Индийская гармоника (фиcгармония)
Индийская гармоника неслучайно довольно сильно напоминает аккордеон. Этот инструмент имеет европейский строй и аппликатуру, воздух в нем нагнетается за счет мехов, расположенных в задней части корпуса.
Гармоника была завезена в Индию из Европы относительно недавно, в 16 веке. Она является ближайшим родственником фисгармонии. Когда инструмент попал в Индию, он имел вполне европейский вид: музыкант должен был играть на нем, сидя на стуле. Но с течением времени фисгармония была приспособлена под особенности индийского ансамбля, в которых музыканты традиционно играют, сидя на земле.
Хотя по происхождению гармоника — западный инструмент, с течением времени к индийской музыке было приспособлено даже ее звучание. Чаще всего гармоника используется для аккомпанемента в лёгкой классической музыке. Казалось бы, фиксированное звучание гармоники должно входить в диссонанс с основным ансамблем, но индийские музыканты разработали особую технику игры на этом инструменте, сделав звучание гармоники более подходящим для индийской классической музыки.
Индийские перкуссии
Чимта — в переводе называние этого музыкального инструмента буквально означает «щипцы».
Чимта является традиционным инструментом Южной Азии, она часто используется в популярной панджабской музыке стиля Bhangra.Чимта — это две длинные металлические стальные полосы с «нанизанными» на них металлическими дисками-тарелочками. При ударе эти диски создают специфические звякающие звуки.
Чимта с большими дисками используется при массовых народных гуляниях, на больших сельских фестивалях. Чимта с небольшими дисками — как сопровождение к традиционным индийским гимнам и суфийским каввали.
Джальдры (или манджиры) — один из самых популярных перкуссионных инструментов Индии. Состоит из двух медных тарелочек, на которых играют, взяв их в руки. Джальдры создают ритмичный и мелодичный звон, на них играют во время религиозных церемоний. Также этот инструмент используется в традиционной народной музыке. Мягкая хлопковая веревка соединяет тарелочки — так на них удобнее играть в течение долгого времени.
Мы будем благодарны, если при цитировании этих материалов вы будете указывать ссылку на sahajaNN.ru.
Смотрите по этой теме: